Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

ТРАГЕДИЯ НА ГЛУБИНЕ

14.08.2017, 4:05      Новости Москвы

Памяти экипажа АПЛ «Курск».

В августе исполнилось 17 лет со дня трагической гибели АПЛ «К – 141» («Курск»), тайна которой висит в воздухе. Многие, более или менее, правдивые версии перечеркнула неубедительная официальная версия – «взрыв перекисной торпеды», которая несостоятельна по своей сути. Но остаётся одна правда – «Курск» погиб, а причины скрыло море…

ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ УСТАНОВИТЬ НЕ УДАЛОСЬ!

Гибель кораблей на море и в море происходят не столь редко, как бы хотелось. Часто можно слышать – катастрофа произошла по неизвестной причине. Такие слова наводят на мысль о Бермудском треугольнике, о НЛО и прочих чудесах, находящихся в сфере иррационалдьного. Пищу для таких предложений дают иногда «таинственные исчезновения» надводных и подводных судов. Однако, случаи гибели последних по неустановленным причинам в силу специфики подводного плавания происходят относительно чаще.

СЛУЧАЕТСЯ И ТАКОЕ…

Аварии подводных лодок бывают разными, вызванные теми или иными обстоятельствами, зачастую непонятными до конца.

27 мая 1968 г. на американской военно-морской базе в Норфолке собрались представители коомандования и родственники моряков, служивших на атомной подлодке «Скорпион». Ожидали её возвращения с боевого патрулирования в Средиземном море. Прошли все установленные сроки – субмарина в Норфолк не пришла.

Поиски продолжались до 1 ноября 1968 г. и увенчались успехом. Останки «Скорпиона» были обнаружены на глубине свыше трёх тысяч метров и обследованы дистанционно.

Для расследования обстоятельств и выявления возможных причин гибели лодки была создана специальная комиссия, возглавляемая вице-адмиралом Остином. Проведя всесторонние расследования, комиссия сделала официальное заключение, представив «Скорпион» как «очень надёжный корабль с великолепным экипажем, в действиях которго не следует искать причину возможной аварии». И как вывод – «лодка превысила допустимую глубину погружения и затонула по неизвестной причине». Тайна осталась на дне.

У каждой страны, имеющей подводные силы, есть случаи неустановленных причин гибели подводных лодок:

— США – март 1915 г., погибла подлодка «F-4». Глубина была чуть больше 90 м. Прочный корпус оказался затопленным, но не повреждённым. Тщательный осмотр лодки не позволил установить действительную причину её гибели.

— Англия – в январе 1932 г. в проливе Ла-Манш затонула английская подлодка «М-2». Адмиралтейство организовало крупную операцию для подъёма затонувшей лодки. Поднятая на поверхность подлодка внезапно выскользнула из стропов и вновь ушла под воду навсегда. Установить истинную причину гибели «М-2» так и не удалось.

В апреле 1951 г. мрачная сенсация облетела мир: в проливе Ла-Манш таинственно исчезла английская подлодка «Эфрей». В июне лодку нашли на глубине 85 м. Лодку обследовали водолазы, но тайна гибели «Эфрея» разгадана не была.

— Франция — в январе 1968 г. на связь не вышла французская подлодка «Минерв», которая проводила глубоководные испытания вблизи Тулона. Поиски её не дали результата.

Спустя два года, в марте 1970 г. в этом же районе погибла однотипная с «Минерв» подлодка «Эридис». Как и в случае с «Минерв», причины катастрофы не были установлены.

Любопытно отметить, что здесь же ранее затонули по неустановленным причинам две французские подлодки: декабрь 1946 г. – бывшая немецкая «U-2326», переданная Франции после войны, сентябрь 1952 г. – «Сибиль» (бывшая английская типа «S»).

Четыре пропавшие подлодки и 206 человеческих жизней за четверть века – ну чем, не новый Бермудский треугольник?!

— Израиль – в январе 1968 г. в Средиземном море в районе острова Кипр пропала без вести подлодка ВМФ Израиля «Дакар» (бывшая английская, однотипная с «Трукьюлент»). Не найдена до сих пор.

О каждой катастрофе подводных лодок можно писать целые тома, но тайна о их гибели от этого не становится яснее. Почему? Причин здесь много – есть и объективные, но самое главное, субъективные.

КАТАСТРОФЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОДЛОДОК.

Их было немало более чем за вековую историю подводных сил России. В период Советского Союза происшествия с подводными лодками вообще были закрыты тайной секретности. Но и в постсоветский период объективность в их расследовании исключается.

Примеры:

Например, катастрофа АПЛ «К-278» («Комсомолец») в апреле 1989 г. Казалось бы, это первая катастрофа подводной лодки в России, которая получила всенародную огласку, будет расследована до конца – Но, увы! Было много разговоров и написаний, идут они и сегодня, но ответа на главный вопрос нет до сих пор – Почему подлодка, всплывшая в надводное положение, вдруг затонула? Это удивляет всех подводников, но ответа они не получили. С затоплением АПЛ «К-8» в апреле 1970 г. ясно – постепенное заполнение цистерн главного балласта, а вот с «К-278» объяснений нет.

А трагедия АПЛ «К-141» («Курск»)? Всё было списано на пресловутую перекисную торпеду, так называемую «толстушку». Все улики были уничтожены, приказано было следовать только официальной версии, остальные забыть. Единственно, что правдиво было сказано – «Она утонула!».

Какие могут быть объективные расследования трагедий?

«ТАИНСТВЕННАЯ КАТАСТРОФА».

Одна из крупнейших в истории подводного плавания «танственных» катастроф произошла 10 апреля 1963 года.

В этот день американская АПЛ «Трешер» завершала ходовые испытания после очередного заводского ремонта. Заключительным этапом было глубоководное погружение. На борту «Трешера» во время испытаний находилось 129 человек – команда и обеспечивающие сдачу гражданские специалисты. Лодку страховало спасательное судно «Скайларк», оборудованное звукоподводной связью. На его борту находилась группа водолазов, способная работать на глубинах только до 30 метров.

С обеспечивающим судном «Трешер» поддерживал постоянную гидроакустическую связь. В 8 часов 10 апреля капитан-лейтенант Гарвей, командир подлодки, отдал приказ начать глубоководное погружение.

В 9 час 12 мин с борта лодки поступило неразборчивое сообщение. Через 2-3 сек послышался шум сжатого воздуха, поступающего в цистерны, продолжавшийся 20-30 сек.

Спустя некоторое время на «Скайларке» услышали последнее искажённое сообщение с «Трешера», в котором понятным были лишь два слова «… предельная глубина…». Вслед за этим раздался приглушённый неясный грохот, и связь с лодкой прервалась навсегда.

13 час 37 мин 10 апреля по Атлантическому флоту США был передан сигнал «Тревога! Сабсанк» («Сабсанк» — сокращение от английских слов «Submarine has sunk» — подводная лодка затонула). Начались организованные поиски. Текли часы, но лодка на поверхности не поялялась. Глубины океана в районе были столь велеки, что мысли о том, что повреждённый «Трешер» может лежать на грунте в ожидании помощи, исключались полностью.

В 10 час 30 мин 11 апреля, через 25 час 13 мин после потери связи с лодкой, начальник штаба ВМС США сделал заявление журналистам: «Печальная необходимость вынуждает меня прийти к заключению, что подводная лодка «Трешер», которую мы в течение некоторого времени считали пропавшей, в действительности затонула…».

Расследованием возможных причин трагедии занимались две компетентные комиссии – военно-морских сил и Объединённого комитета по атомной энергии США. Были выдвинуты следующие основные версии случившегося:

1. Лодка вследствие ошибки личного состава проскочила предельную глубину погружения и была раздавлена.

2. Разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной, произошло из-за конструктивных или технологических дефектов.

3. Лодка потеряла плавучесть из-за поступления внутрь прочного корпуса воды через повреждённую арматуру или разрушившийся трупровод.

Кроме этих официальных версий в зарубежной печати высказывались и другие предположения. Не исключались даже такие как диверсия или взрыв подлодки от боевого воздействия «неизвестного подводного противника». Но, и без «притянутых за уши» гипотез и предположений, о причинах гибели «Трешер» было достаточно. И каждое из них, как показало расследование, имело право на существование.

Большинство американских специалистов склонны считаить, что «Трешер» погиб в результате поступления воды внутрь прочного корпуса через повреждённые трубопроводы или забортную арматуру. Подобные аварии происходили и ранее. И причины здесь были.

Выборочная ультразвуковая проверка качества изготовления трубопроводов на подлодке «Трешер» во время её последнего ремонта выявила 14% дефектных паяных соединений. Почему же подлодка была отправлена в испытательный поход при наличии явного брака в паяных (сварочнх) соединениях? Это не праздный, но характерный вопрос к Правительствам всех стран.

К гибели «Трешера» могли привести различные причины. Что произошло в действительности – так и осталось тайной.

И это не единичный случай, когда «причины гибели установить не удалось!».

Р. S. Каковы бы ни были причины катастроф и аварий подводных лодок, надо помнить одно, что подводники всегда являются заложниками недобросовестных людей на берегу.

Автор сам был участником происшествий, когда после заводских ремонтов были непредусмотренные поступления воды внутрь прочного корпуса подлодки, которые, к счастью, удалось предотвратить.

ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО

капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник.

Источник: mospravda.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования